Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году

  • Закрыть ... [X]

    Однажды, нам прислали целый ящик фотопленок из семейного архива и мы занялись его оцифровываем (сканированием). Вдруг я обнаружил интересные фотоснимки моего дедушки. Этими фотографиями оказалась уникальная часть семейного фотоархива, их сделал дедушка Дейнеко Николай Федорович когда летал в Арктику. А я об этом даже и не знал!

    северный полюс фотоСтанция Северный Полюс 24 (1979г.)

    Оказывается, что мой дедушка в период с 1977 по 1989 год  летал на Северный полюс, вернее на полярные станции (сокращенно СП) аж целых восемь раз! Доставлял он на эти полярные станции продовольствие, оборудование и полярников и тд. Мне стало очень интересно и я решил дедушку расспросить  поподробнее  о его полетах.

    О дрейфующих полярных станциях

    Алексей: А что значит «дрейфующая станция»?
    Дедушка: Первую дрейфующую станцию (СП-1) высадили в 1937г., самолетами. В высадке участвовало 4 транспортных самолета АНТ-6 и один разведчик. На СП-1 было четыре полярника. Лед в Арктике движется из-за морских течений, он дрейфует потихоньку, а станция на льду, вот поэтому она и называется дрейфующая.

    северный полюс картаКарта дрейфования станций Северный Полюс 22 и 24 в Арктике, а так же аэропортов их снабжения. Карта составлена Дейнеко Николаем Федоровичем (щелкните для увеличения).

     А.: Почему тогда станции называют «Северный Полюс», если они дрейфуют?
     Д.: А «Северный полюс» назвали из-за того, что первую станцию высадили прямиком на северном полюсе, ну и последующие станции стали так и называть – Северный Полюс-2, СП-3 и тд. Уже в 1989 г. было СП-31, а СП-32 появилась уже в 2000г. Самая долговременная станция которую я знаю это СП-22, она существовала около семи лет!

    полярный день в арктике Ан-12Апрель в Арктике. Начинается долгий полярный день.

     А.: То есть они недолговечные?
    Д.:
    северный Нет не все, вот так получилось что СП-22 не выходила в теплые воды, а все время дрейфовала в океане там где лед не тает. СП-22 была долговечной, потому что это был айсберг, который откололся от Гренландии. Обычная толщина годовалого льда в Арктике около двух метров.

    Толщина льда на северном полюсеОбычная толщина годовалого льда это около двух метров. Но посмотрите как арктике природа играет со льдом. Для природа этот толстый лед как бумага.

    Размеры айсберга или льдины на которой была размещена дрейфующая станция СП-22 были 7 на 3 с половиной километра, а толщина составляла 35 метров.

    Ан-12 шасси аэропорт г.ЯкутскаГлядя только шасси транспортного самолета Ан-12 с трудом можно представить что он садится на лед, пусть даже на айсберг. (Аэропорт г.Якутска, 2004г.)

    А.:  А знаете ли Вы что там полярники делают и что они там исследуют?
    Д.: Ну, во-первых, Северный ледовитый океан называется среди ученых «кухней погоды»: там зарождаются циклоны и всякие антициклоны, которые надо изучать куда они движутся. Какой лед, какая толщина  льда, есть ли там, в океане живность, кто там живет, какие виды рыб, какие там виды водорослей, микроорганизмы. Полярники также исследовали дно, у них были специальные лебедки. Потом же они исследовали там небо, полярные сияния, от чего этот феномен возникает и когда бывает.

    А.: Сколько полярников работало на полярной станции?
    Д.: Самая первая — четверо человек, ну а потом человек 6, я же их всех не видел. Потом на станциях старались держать 1-2 собаки. Для чего?… Метеоролог станции должен был снимать показания с приборов каждые два часа. Для безопасности он брал с собой собаку, которая могла предупредить о приближении белого медведя, а ещё он брал с собой ракетницу, которой мог воспользоваться для отпугивания и для подачи сигнала бедствия. Почему не карабин, потому что белый медведь занесён в Красную книгу.

    перевозка собак на дрейфующие полярные станцииМохнатый пассажир прибыл!

    А.: А что нужно было сделать чтобы стать полярником?
    Д.:
    Во первых, надо иметь соответствующую профессию; во вторых, надо иметь закалку северную, чтоб не холодно было.

    А.: А чем питались полярники?
    Д.: Мы им возили продукты. Кстати, был один интересный случай:  Частью груза у нас иногда была картошка и когда ее возили, мы хорошо ее утепляли специальными моторными чехлами, чтобы не замерзла. Один раз привезли картошку в какой-то аэропорт (не помню точно) и начальник снабжения сложил ее там и она вся замерзла! Так вот, когда привезли ее на СП, то он стал обвинять экипаж в том, что он заморозил картошку. Я даже сфотографировал когда вымели остатки картошки с самолета.

    доставка продуктов на полярную станциюОстатки картошки, которые вымели с самолета. СП-22, 1979г.

    Картошку доставляли самолетом из Санкт-Петербурга! Сначала до Якутска или другого аэропорта, потом до аэропорта который снабжал дрейфующую полярную станцию и далее уже на полярную станцию.
    Конечно отдельно картошку не возили, везли и другие продукты, при этом картофель и другие продукты надо было обогревать в грузовой кабине горячим воздухом от двигателя. Кроме продуктов мы возили самые разные грузы, например баллоны с газом.

    доставка груза на дрейфующую полярную станцию Северный полюс 22Газовые баллоны разгружены на СП-22

    А.: Где жили полярники?
    Д.: У них были сборные домики щитовые. Снаружи фанера, внутри утеплитель. Эти домики были сделаны для них специально.
    На фото (внизу), я стою перед домиками где жили полярники станции СП-22 на символической площади имени Владивостока. Наверно эту площадь называли, когда полярников высадил ледокол Владивосток.  Это жилой домик, сборный. Фанера двойная, а внутри утеплитель, наподобие пенопласта. У них там во льду выбивали яму и там хранились скоропортящиеся продукты и сразу от медведей.

    Площадь Владивостока на СП-22 Дрейфующей полярной станцииНиколай Федорович на площади им. Владивостока, СП-22

    А.: С семьями или это их командировка?
    Д.: Это была командировка от трех месяцев до полугода.

    А.: Сколько они там оставались?
    Д.: Некоторые до года, мы их возили, когда они, например улетали в отпуск.

    туалет на Северном полюсеЮмор на Северном полюсе — около самодельного туалета из снега, вырезаны буквы «М» и «Ж»

    А.: Терялись ли люди на северном полюсе?
    Д.: Первые, которые покоряли Северный полюс, терялись, умирали с голоду, но это было до советского времени.

    А.: А обо всех ли станциях было известно?
    Д.: Не совсем… Например, вторая станция (СП2) или восточная дрейфующая или точкой №36 была высажена в 1950-х. О ее работе никто не знал, она была засекречена 4 года, и использовалась в военных целях.

    О полетах на дрейфующие полярные станции

    А.: В среднем сколько длились полеты?
    Д.:
    7 часов туда и обратно. Туда полет занимал больше времени, потому что с грузом, тяжелее же было…

    А.: После прилета на СП вы ночевали или сразу улетали?
    Д.:
    Нет, летали мы в аэропорты снабжения и там же ночевали. На полярных станциях мы не ночевали, потому что там самолеты греть надо было, а греть там было нечем. Мы выполняли полеты двумя экипажами. Пока мы отдыхали, другой экипаж летал. Летал только один самолет, сначала один экипаж, потом второй на этом же самолете. На СП останавливались где-то на 1 час, все бегом, чтобы двигатели не остыли.

    Ли-2 в ЧерскомЛи-2, полярный труженик в аэропорту снабжения Черский

    А.: А в каких аэропортах вы грузились?
    Д.:
    Ну так когда на 22 станцию в первый раз летали, то грузились в аэропорту Черский. А в 1979г мы летали из Певека на две станции, на СП-22 и СП-24. Они были близко, где-то часа 2 полета туда и час может назад. Мы делали два рейса один раз на одну станцию, потом обратно, и потом на другую станцию. Сначала летал один экипаж, потом другой. Потом в ноябре 1979г мы летали на СП-22 и на СП-24 из аэропорта Чокурдах.

    взлет с Певека аэропорта снабжения полярных станцийВзлет с аэропорта снабжения Певек, на СП

    А.: Было ли холодно на полярной станции?
    Д.: 
    Мы летали в апреле и ноябре, т.к. в эти месяцы была самая спокойная погода. Зимой было около -20С -30С, а в апреле теплее, около -10С, но в тоже время не таял ни снег ни лед. Снег там тает в июле, августе. Бывают наводнения, большие озера метров по 100. Полярники бурят отверстия чтобы вода ушла вниз. Домики на полярной станции строились на возвышенности чтобы их не затопило.

    А.: Как отбирали в экипаж для полетов на северный полюс?
    Д.:  Это же все-таки «проверялось» я не знаю как. Чтобы не такой болтливый был, наверное через КГБ проверяли. Я не знаю почему меня выбрали для полетов, может оправдал доверие? Просто мне сказали, что меня включили в экипаж. Два экипажа летали, а еще было два дублирующих экипажа, мало ли что, например кто-то может заболеть.

    экипаж для полетов в АрктикуЭто в 1979г когда на СП-22 летали, я все время с этим экипажем летал. Справа от меня командир, с другой стороны от меня в очках бортрадист

    А.: Нужна ли была дополнительная спец-подготовка?
    Д.: А как же? Мы проходили теоретическую подготовку. Например, мы проходили подготовку на случай экстренной посадки: как определять стороны света (по ручным часам), как добывать воду, уметь подавать аварийный сигнал. Учили эвакуироваться, если самолет сядет на воду, т.к. он держится на воде только минуты 2, как пользоваться надувными лодками. Было распределено что каждый выносит, если радист должен был вынести радиостанцию, то я продукты питания. Надо было уметь ходить на лыжах. На самолете было 10 пар лыж!

    А.: Использовали ли вы снегоходы?
    Д.:
    Снегоходы… это когда мы возили горючее на о. Жохова (мы там ночевали) там был снегоход. На полярных станциях я не видел снегоходов.

    на Острове Жохова

    А.: Выдавали ли спецодежду для полетов в Арктику?
    Д.: Я обычно летал в меховых ботинках, но унты для каждого члена также лежали в самолете. Выдавали летные кожаные штаны и куртки.

    А.: Был ли аэродром на полярных станциях?
    Д.: Была расчищена взлетная полоса, огни по бокам, до полосы за 1 км был яркий мигающий фонарь. Электричество подавалось от генератора. Как в обычных аэропортах, навигационного оборудования для посадки не было, садились визуально. Помню как один раз заходили на посадку, была низкая облачность, но когда увидели полосу, она была поперек, пришлось уходить на второй круг.

    А.: На полосе был снег или другое покрытие?
    Д.: Там был лед!  Самолет не скользил, тормозили же не колесами, а двигателями. Полоса была метров 500, вручную ее так не сделаешь, т.к. было всего 10 человек. И взлетную полосу ровняли трактором.

    Аэродром на СП-24 Дрейфующей Полярной станции взлетная полосаДрейфующая Полярная станция СП-24, вид с самолета. Хорошо видна длинная взлетная полоса. (апрель, 1979)

    Когда экстренно эвакуировали СП-24 у них был большой бульдозер. Но его мы не смогли вывезти и он там остался, остались бочки с топливом. Они присоединили бочки к трактору чтобы он работал и его двигатель выработал все горючее. И электростанция также работала, чтобы выработать все топливо в экологических целях и на всякий случай, если можно будет вывезти что-то еще.

    А.: А зачем у Вас был карабин, я видел его на снимках?
    Д.: На борту у нас был карабин, ракетницы и многое другое на случай экстренной аварийной посадки, но патроны к нему, а также к двум пистолетам, были в распоряжении командира экипажа. Командир разрешил нам сфотографироваться с оружием в руках. А в самолёте это все хранилось в сейфе.

    трактор на СП-22 дрейфующей станции Северный Полюс 22Николай Федорович с карабином около трактора на станции СП-22

    А.: Я смотрю на Вашу фотографию (внизу)… что на ней изображено????
    Д.:
    Это торосы.

    торосы в Арктике вид из самолета Ан-12Полет Ан-12 над Северным ледовитым океаном. На льду Вы видите линии, это торосы, они появляются когда одна льдина сталкивается с другой.

    Д.: Интересно было на них посмотреть, они бывают с двух-этажный дом. Когда льдина наползает на другую льдину получаются вот такие нагромождения.

    торосы на Северном полюсеЭто около торосов. Сейчас я на краю льдины.

    А.: Считались ли опасным совершать полеты на северный полюс?
    Д.: В какой-то мере конечно. Конечно опасней обычных полетов, кроме всего прочего, в Арктике не было запасных аэродромов.

    -Что это вы делаете на фото (внизу).
    Мы прилетели на Остров Жохова и застряли там. У нас замерз двигатель и не запускался, надо было его прогреть.

    у Ан-12 замерз двигатель и не запускался

    Для этого на другом самолёте была доставлена спец машина (МП-22) которая и проводит такую работу в условиях севера. Она представляет собой автофургон с 6-ю рукавами через которые подаётся горячий воздух вырабатываемый ею путём сгорания спец оборудованием керосина.

    Ан-12 с машиной для прогревания двигателей МП-22 садится на Острове Жохова.Ан-12 со спец машиной для прогревания двигателей (МП-22) садится на Острове Жохова.

    Вот такие интересные палатки были на Острове Жохова (фото внизу).

    интересные палатки были на Острове ЖоховаДедушка на Острове Жохова

    Вот так, благодаря фотоархиву, я узнал интересные моменты из жизни моего дедушки Николая Федоровича. Я им очень горжусь!

    Информация по дрейфующим полярным станциям на сайте Арктического и Антарктического Научно-Исследовательского института: ТУТ


    Источник: http://torseo.ru/dreyfuyuschaya-stanciya-severnyy-polyus-v-arktike-zarabotaet/



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в Новый ПТС в 2018 году

    Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году Дрейфующая станция Северный полюс в Арктике заработает в 2018 году

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ